Максим (1_9_6_3) wrote in art_quality,
Максим
1_9_6_3
art_quality

Category:

О фильме «Подстрочник»

Вот что любопытно обсудить сейчас, по свежим впечатлениям.
Яркое кинособытие случилось – документальный фильм Олега Дормана о Лилиане Лунгиной, немыслимый по размеру и формату, но просмотренный за четыре вечера как зрелище редкостного качества.

«…мне кажется, что «Подстрочник» – «фильм будущего» и его ждёт очень долгая жизнь. Во-первых сама красота личности Лунгиной, концентрация её судьбы и мысли того стоит… Но главное и не менее существенное: Олег Дорман стал первооткрывателем ЖАНРА, на мой взгляд. Он открыл новый жанр для телевидения, у которого большое будущее. Биографические фильмы – это совсем другое, склеенное из внешне броских кусочков повествование. «Подстрочник» – не биографическое кино. Это – фильм-самоопределение. Он развёрнут прямо к зрителю – глаза в глаза, и включает человека по ту сторону экрана в цепь поколений, в процесс наследования внутренних ценностей.
Основой нового жанра мне кажется само событие вот такой публичной рефлексии, самоотчёта и самораскрытия в существенном, в том, что касается болевых и ключевых точек судьбы. Весь путь осознавания перед камерой, который прошла Лилианна Лунгина, в какой-то мере можно уподобить земной, зримой версии «страшного суда»… Ведь она буквально обращалась к потомкам, повторяя: «Мне бы хотелось, чтобы осталось вот это понимание… чтобы про наше поколение вы запомнили то-то…». Она ясно сознавала, что её рассказ становится мостиком через время, наследством, которое сможет питать людей и дальше, спустя годы…» – пишет tania_al (http://tania-al.livejournal.com/295504.html?view=2810960#t2810960)

В чем же дело, в исключительности материала, для которого, как для драгоценного камня, фильм стал лишь удачной формой, оправой?
Или все-таки в киноязыке появилась некая новая речь, новая форма выражения?

По собственным, абсолютно любительским фотопостам в ЖЖ, знаю, что большой материал, отснятый по увиденным очень ярким впечатлениям, – для чужой головы, которая не набита этими впечатлениями, представится кашей, утомительной после десятого кадра. Поэтому перед показом приходится отсекать многое лишнее и искать внутреннюю логику своего впечатления в целом – уяснять для самого себя образ. И одновременно происходит монтаж кадров: что и как стыкуется между собой. Удивительно, но эта чисто формалистическая процедура монтажа очень часто сама выстраивает материал, обнаруживая в нем то, что не доходило до сознания ни в момент съемки, ни при первых просмотрах. Но глаз подсознательно, на культуре и на ощущении что-то улавливал, выбирал ракурс, удалял, приближал, задавал границы кадров. И теперь, при монтаже, многое из этой работы осознается и предъявляет требования к общей композиции фоторассказа. Это нельзя игнорировать, если хочешь сделать смотрибельный фотопост.

И подобную режиссерскую работу не стоит игнорировать, когда смотришь фильм. Огромный, фантастический материал, отснятый молодым режиссером Олегом Дорманом вместе с Вадимом Юсовым, выдающимся мастером операторского искусства, – это все-таки только материал.
Как рассказывает Дорман (http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1770976.html - там не с самого начала интервью именно с ним), нужны были еще и досъемки на натуре, и мы видели, особенно в первой части, как органично эти совершенно современные кадры сочетаются с воспоминаниями Лунгиной.

Это иллюстративный ряд? Почему нельзя было обойтись без него? Просто, чтобы зритель не заскучал? Это лишь самые первые вопросы, лежащие на поверхности.
Киноязык, также как и язык живописи, музыки, литературы – материя тонкая и не обязательно эффектая. У Кауфмана в фильме-монологе о Москве (1927 г.) форма очень активно апеллирует к нашему восприятию, можно сказать, бросается в глаза. А в фильме Олега Дормана, кажется, нет никаких эффектов. И что же, нет никакой особой формы?

Но ведь что-то удерживает наше внимание в полной концентрации много часов экранного времени. Та же кауфмановская «Москва» длится всего лишь час, но, на мое ощущение, она ритмически затянута – из-за несколько однообразного повторения ярких визуальных форм.
В «Подстрочнике», напротив, ритм удивительно естественен, при том, что основной – портретный план повторяется бессчетное количество раз и длится порой очень долго.
Видовые съемки, старые фотографии и музыкальный ряд – всё это вплетено в рассказ героини, в ее портрет, и мы слушаем ее почти как собеседники. И в это же время режиссер уводит наш взгляд и слух куда-то вслед ее речи, и это происходит так деликатно и так запросто, как говорит с нами сама Лилиана Лунгина.

Но редкое чувство меры соседствует здесь с незаметной режиссерской помощью нашему восприятию: Лунгина ведет свое повествование очень плотно, чрезвычайно информативно, и в некотором смысле визуальный ряд не просто вторит или контрастирует ведущей теме, но создает многочисленные сопутствующие паузы, создает моменты переключения и оживления восприятия.
Есть ли в этом признаки нового жанра? Не знаю.

Но в этом чувствуется собственный стиль и мастерство автора фильма.
Нельзя не сказать и о замечательном качестве основного портретного плана, который выстроил оператор Вадим Юсов: в нем, в этом прекрасном облике мы запомним Лилиану Лунгину и ее удивительное обращение к истории своей жизни, к нашей истории.
Subscribe

  • О выставке Пикассо и о картинках в книгах

    Так сложилось, что за последний год мне удалось пересмотреть очень много работ Пикассо в целом ряде музеев. И могу с уверенностью сказать, что…

  • (no subject)

    В родной Вятке в выставочном зале Кировского областного художественного музея им. братьев Васнецовых на прошлой неделе открылась выставка "5…

  • Фаберже vs Гуриати

    Говоря о современном декоративно-прикладном искусстве, мы чаще всего используем слово "дизайн" и гораздо реже – "произведение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • О выставке Пикассо и о картинках в книгах

    Так сложилось, что за последний год мне удалось пересмотреть очень много работ Пикассо в целом ряде музеев. И могу с уверенностью сказать, что…

  • (no subject)

    В родной Вятке в выставочном зале Кировского областного художественного музея им. братьев Васнецовых на прошлой неделе открылась выставка "5…

  • Фаберже vs Гуриати

    Говоря о современном декоративно-прикладном искусстве, мы чаще всего используем слово "дизайн" и гораздо реже – "произведение…